Чем нейросети уже сейчас могут помочь SEO-специалистам
SEO-сообщество уже протестировало множество способов использовать нейросети в решении разных задач. Давайте рассмотрим основные из них:
1. Текстовый контент
Прежде всего, конечно, хочется облегчить себе работу с царем поискового продвижения – контентом. Требования к текстам от поисковых систем только повышаются, а найти толковых авторов, которые будут экспертами в сложных нишах и чьи услуги будут стоить меньше, чем весь комфортный для клиента бюджет за месяц продвижения – задача не из легких. Даже если речь идет не о сложных профессиональных статьях, а, допустим, о заполнении каталога интернет-магазина однотипными текстами – выгодно было бы переложить эту работу на робота.
Итак, для чего здесь можно использовать нейросеть: подбор ключевых фраз, составление ТЗ, формулирование заголовков и подзаголовков, рерайтинг, копирайтинг.
2. Составление метатегов
Тоже текстовый контент, но имеющий свои правила и особенности. Шаблонные title и description, отличающиеся только названием товара, могут не распознаваться поисковыми системами как оригинальные. Для проектов в e-commerce с тысячами страниц это может создать проблемы. С помощью нейросети можно сгенерировать уникальные или шаблонизированные, но достаточно отличающиеся друг от друга заголовки и описания страниц.
3. Помощь в ссылочном продвижении
Самостоятельно нейросеть с владельцами хороших сайтов о размещении ссылки не договорится, но может помочь составить список площадок, анкоров, подготовить гостевую статью, комментарий для крауд-маркетинга или сгенерировать письмо для предложения о ссылочном сотрудничестве.
4. Технические задачи
Тысячи их. ChatGPT хорошо работает с кодом, так что если вы сможете объяснить ему, что вам нужно – горизонт задач широк. Например, сделать sitemap с подменой городов для поддоменов, составить сложный редирект, сгенерировать код для микроразметки.
5. Справочная информация
SEOшники умеют искать и находить информацию в интернете. Но возможность задать вопрос в чат и получить на него емкий и правдивый ответ, не продираясь через сомнительные SEO-статьи (ирония!), очень подкупает. ChatGPT неплохо обучен в тематике SEO, так что можно использовать его, если что-то подзабыл или хочешь уточнить. Для сложных или спорных вопросов лучше, конечно, использовать авторитетные источники информации.
Отдельно стоит упомянуть и генерацию визуального контента. Помимо самой популярной Midjourney уже есть десятки сервисов, позволяющих генерировать изображения по запросу в любом стиле: от аниме до подражаний известным художникам. Яндекс запустил свой генератор «Шедеврум» на основе нейросети, а Сбер обновил Kandinsky до версии 2.1. Наиболее продвинутые сервисы даже уже научились выдавать результаты в реалистичном стиле без трех ног и шести пальцев у людей.
Практический опыт применения ChatGPT в SEO-продвижении
Рассмотрим несколько примеров работы с ChatGPT для обычных SEO-задач. Начнем с простого: попросим помочь в составлении ТЗ для текста на страницу по продаже бетона в интернет-магазине.
Запрос:
Ответ:
Разбираем ошибки:
- Во всех предложенных запросах и LSI фигурирует слово «бетон» – попахивает фильтром за переспам. При этом, хоть он и предлагает писать про марки бетона, запросов типа М100, М200 в ТЗ нет.
- «Купить бетон в интернет-магазине по выгодной цене» – ужасный штамп из времен, когда страницы оптимизировались накидыванием ключей в прямом вхождении.
- Странное предложение написать об особенностях доставки бетона «на жилые комплексы». Возможно, это что-то из артефактов перевода, потому что, судя по Вордстату, таким никто не интересуется, да и выдача по этим словам крайне скудна.
- Под третьим пунктом фраза: «Бетон марки: как выбрать подходящий для фундамента». Кроме несогласованного с точки зрения русского языка «Бетон марки», очевидный перекос в информационный интент, да еще и, почему-то, ограниченный только использованием бетона для фундамента.
Теперь попросим ChatGPT написать текст по собственному ТЗ. Целиком приводить его не будем, отметим основные моменты:
- Остаться в рамках предложенного собой же объема не удалось: 2356 знаков без учета пробелов при предложенных 1500-2000.
- Проблема со слишком общими фразами только усугубилась: «Если вы решили купить бетон для строительства, то вы попали по адресу!», «Наш интернет-магазин предлагает большой выбор бетона разных марок, каждая из которых имеет свои уникальные характеристики».
- Проявились проблемы с грамматикой, согласованием слов в предложении и лексические повторы: «Время доставки можно договориться в удобное для вас время», «При желании можно договориться о доставке в выходные дни, при условии предварительной договоренности».
Есть и плюсы:
- Все указанные ключевые слова и LSI оказались употреблены в тексте.
- В тексте встречались и вполне конкретные факты: «Число напротив буквы M указывает на прочность смеси. Например, М200 означает, что прочность бетона на сжатие составляет 200 кг/см²».
- В целом текст выглядит связным и структурированным. По нашим стандартам в таком виде на сайте клиента мы бы размещать его не стали, но творчество GPT можно доработать до хорошего текста для страницы категории.
Теперь проверим, как обстоят дела с помощью в ссылочном продвижении.
Запрос:
Ответ:
7 из 10 сайтов не существует, а 3 оставшиеся совершенно не совпадают по тематике. Тут нейросети есть, чему поучиться.
Нейросети активно используют вебмастера на биржах по закупке ссылок. Но не все из них считают нужным вычитать текст перед публикацией. Например, в одной покупной статье о лекарственном средстве оказалось предостережение, что этот препарат вызывает рак – что, конечно, не соответствовало действительности. Внимательно проверяйте размещенные тексты, если пользуетесь такими инструментами!
Наконец, проверим как ChatGPT справится с технической задачей.
Запрос:
Ответ:
Допустим, что мы знаем, что редирект нам нужен, но его синтаксис видим впервые. Уточним:
Редирект составил корректно, объяснил понятно – молодец, ChatGPT, за эту задачу твердая пятерка.
Подведем итог: из трех задач ChatGPT провалил одну, хорошо справился с другой и оставил сомнения насчет третьей.
Как нейросети изменят SEO и органический поиск
Активное развитие нейросетей продолжается. Microsoft, Google, Яндекс – все бросились в эту гонку вооружений. Но то, что они предлагают пользователям сейчас, еще не в силах изменить устоявшиеся паттерны в органическом поиске. SEO предрекают смерть с каждым крупным релизом и обновлением алгоритма. Голосовой поиск не убил SEO, семантический поиск не убил SEO – и нейросетевой, скорее всего, тоже не убьет. Любой прогрессивный ход лишь заставляет SEO-специалистов вздохнуть и работать еще больше: изучать, подстраиваться, внедрять новое в процессы.
Никаких ограничений по поводу сгенерированного контента ни Google, ни Яндекс не декларируют. Вполне может случиться, да и уже наверняка случается, что статья, созданная нейросетью, займет первое место в топе выдачи. Но произойдет это не из-за того, что роботы поддерживают свое роботобратство, а потому что люди, чьи статьи оказались ниже, постарались меньше, чем стоило. И все же в YMYL-тематиках использование чат-ботов лучше ограничить: нейросеть может написать чушь. Вы можете не заметить, что нейросеть написала чушь. Даже поисковые роботы могут не заметить, что нейросеть написала чушь. А вот пользователи, принявшие на веру такую статью из топа выдачи, могут поплатиться за эту серию невнимательности деньгами или здоровьем.
Определенно, Google будет все более внимательно относиться к качеству контента. Алгоритм MUM на основе искусственного интеллекта, запущенный в начале 2022 года. Добавление еще одной E в концепт E-A-T – «опыт» в дополнение к «компетентности, авторитетности и достоверности» – в конце того же года. Product Reviews Update в феврале 2023. Последовавший сразу за ним мартовский Core Update. Это все звенья одной цепи, закрепляющей значение качественного, проверенного контента.
Google уже открыл доступ к своему Bard для всех желающих: он не может позволить себе потерять очарованную нейросетями аудиторию в пользу Bing или других расторопных поисковых систем. Но вряд ли чат-бот в выдаче сможет остаться в таком же виде, как сейчас. Например, ему придется указывать в ответах источники информации, чтобы снять с себя ответственность за неидеальные советы. А еще наверняка придется добавить рекламу, потому что даже условно-бесплатный доступ, подписная бизнес-модель, снижающая аудиторию «классической» поисковой выдачи, выглядит уж слишком расточительно.
Вывод
Использовать ChatGPT и другие нейросети сейчас в SEO можно, если у вас достаточно времени и желания, чтобы составить идеальный запрос, проверить и исправить результат. Или если у вас нет высоких требований к результату. Нынешние нейросети пока на стадии новичка в SEO-отделе: вы уже можете поручить ему скучные рутинные задачи, пока размышляете о Глобальных Стратегиях, но наверняка придется что-то перепроверять, где-то объяснять и куда-то направлять.
Но у SEO-новичков есть огромное преимущество – через какое-то время они дойдут до того, что сами начнут задумываться о Глобальных Стратегиях. Дойдет ли до этого нейросеть – пока неизвестно. А если дойдет – не придется ли вспоминать сценарии спасения человечества из научно-фантастических произведений?